#ТретьяковкаНаВДНХ
#ТретьяковкаНаВДНХ
На выставке #ТретьяковкаНаВДНХ вы увидите избранные работы из собрания крупнейшего национального музея страны. Экспозиция связана с историей Главного павильона и временем его строительства, она охватывает период с 1930-х по 2010-е годы.

О выставке

Выставка #ТретьяковкаНаВДНХ — проект, подготовленный специально для Центрального павильона, — стала первой художественной выставкой в пространстве, которое открывается для посетителей после масштабной реставрации. Новая экспозиция связывает эту важную веху в истории ВДНХ с новым этапом в истории Третьяковской галереи, а с другой стороны с первого зала напоминает о коллекции самого Павла Михайловича Третьякова, которую музей хранит и пополняет на протяжении всей своей истории.
Для выставки были специально выбраны произведения первого ряда из собрания главного национального музея страны: живопись и скульптура ведущих мастеров 30-50-х годов ХХ века, а также современных художников.
Экспозиция связана с историей Центрального павильона и временем его строительства, отсылает к мотивам, характерным для оформления многих павильонов ВДНХ, и именам художников, работавших на ВДНХ в 1950-е годы. Дизайн экспозиции дает возможность оценить величественное декоративное убранство здания, с которым экспонаты вступают в диалог.
Первый зал — это панорама хрестоматийных произведений русского искусства в интерпретации современных художников Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Сюжеты картин переливаются друг в друга, вступают в парадоксальную беседу. Зрителей ждет увлекательная игра в узнавание шедевров Третьяковской галереи.
На выставке представлены работы советских классиков: мозаика «Хорошее утро» Александра Дейнеки — гимн здоровью и совершенному человеческому телу и «Сбор овощей. Обновленная земля» Василия Яковлева — ода труду и плодородию. Пейзажи и картины мирного труда и отдыха можно увидеть на полотнах Аркадия Пластова и Сергея Герасимова, Георгия Нисского и Сергея Лучишкина.
Видеоинсталляция «Гимны Московии» нашего современника Дмитрия Венкова отправляет в путешествие по архитектуре Москвы. Панорама города, опрокинутого в небо, показывает его архитектурные доминанты. На кадре с видом одной из главных достопримечательностей столицы видеоинсталляция вырывается из пространства павильона на просторы ВДНХ.
page-slider
page-slider
page-slider
Композиционным и смысловым центром одного из залов является горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» (1954), созданный специально для Центрального павильона группой скульпторов во главе с Евгением Вучетичем. Здесь же показаны монументальное панно Исидора Фрих-Хара «Жить стало лучше, жить стало веселее!», а также работы Евгения Вучетича и Екатерины Белашовой 1940–1960-х годов.
Завершается выставка в купольном зале. В центре стоит знаменитая композиция Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», по периметру — другие работы этого прославленного мастера и скульпторов 1930–1950-х годов. Скульптура деликатно расставлена так, чтобы зритель мог рассмотреть великолепную отделку главного зала, почувствовать пафос его архитектурного стиля.
#ТретьяковкаНаВДНХ — новая по форме выставка, где произведения искусства 1930–1950-х годов, а также современные работы оказываются в интерьерах «большого стиля» архитектуры 1930–1950-х годов. Партнерство ВДНХ и Третьяковской галереи обогащает их новыми смыслами.
Рекомендуемое возрастное ограничение — 16+

Билеты

Афиша

Экскурсии

О павильоне

Вы находитесь в Павильоне №1 «Центральный» — одном из самых знаковых и монументальных сооружений ВДНХ.
Построенный в начале 1950-х годов архитекторами Ю.В. Щуко и Е.А. Столяровым, павильон получил название «Главный». Предполагалось, что именно с его осмотра посетители начинают свой поход на Выставку достижений народного хозяйства.
К созданию художественного оформления интерьеров были привлечены самые именитые советские скульпторы и художники — Евгений Вучетич, Георгий Мотовилов, Александр Герасимов, Павел Соколов-Скаля, Александр Дейнека.
Согласно принятой в СССР практике внутренняя экспозиция Главного павильона была полностью идеологизированной. Это ярко иллюстрируют названия его залов в середине 1950-х годов:
  • «Великая Октябрьская социалистическая революция».
  • «СССР — могущественная индустриальная держава».
  • «Победа колхозного строя в СССР».
  • «Конституция СССР — конституция победившего социализма».
  • «Забота Коммунистической партии и Советского правительства о благе народа».
  • «Пути дальнейшего увеличения производства и заготовок продуктов. растениеводства и животноводства».
  • «СССР в борьбе за мир во всём мире».
С начала 1960-х годов тематика наполнения сместилась в сторону тяжелого машиностроения, электроэнергетики, достижений в освоении космоса. Обновлялись и методы показа – от живописных панно и статичных лозунгов отказались в пользу фоторепродукций, электрифицированных схем и световых проекций.
После смены экспозиции часть элементов оформления находилась в Третьяковской галерее, судьба остальных произведений в настоящее время неизвестна.
С 1990-х годов назначение и наполнение здания несколько раз менялись, пока весной 2014 года не началось масштабное обновление ВДНХ. Прежде чем приступить к научной реставрации, залы Центрального павильона очистили от посторонних коммерческих построек и обнаружили удивительные находки: десятилетиями спрятанный под деревянными панелями горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу – слава!» и живописное панно Александра Герасимова, ранее считавшееся утерянным.
Сегодня павильон открывает двери после полномасштабной реставрации. Живописные панно, некогда украшавшие его залы, вернулись на свои исторические места из фондов Государственной Третьяковской галереи.
Новая глава истории этого удивительного сооружения начинается выставкой #ТретьяковкаНаВДНХ, дающей посетителям возможность прочувствовать подлинный объем Центрального павильона с его атмосферой уверенности, надежности, праздничности.