Флагманская выставка «Под покровом любви», приуроченная к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, открылась 19 мая в Музее кино на ВДНХ. Ключевая тема выставочного проекта — образ женщины тыла: мать, ожидающая сыновей с фронта, труженица, актриса фронтовых бригад.
Пространство выставки разделено на несколько зон. В первой посетителей встречает убранство деревенского дома, искаженного войной: пустой обеденный стол, вокруг которого обломки прежней жизни. Другие зоны посвящены городским героиням и, отдельно, актрисам.
Раскрыть столь разные образы позволяют эскизы костюмов и декораций, плакаты, кадры со съемок, относящиеся к фильмам «Двадцать дней без войны» (1976, реж. А. Герман), «Баллада о солдате» (1959, реж. Г. Чухрай), «Актриса» (1942, реж. Л. Трауберг), «Трясина» (1978, реж. Г. Чухрай), «Бабье царство» (1967, реж. А. Салтыков), «Летят журавли» (1957, реж. М. Калатозов) и другим.
Финальный раздел посвящен Победе: с одной стороны — радости долгожданной встречи с близкими, а с другой — памяти героев, отдавших жизнь во имя мира.
В фильмах, посвященных женщинам войны, главными фронтовыми образами становятся, как правило, санитарки, связистки, снайперы или летчицы. Действительно, женщины, сражающиеся наравне с мужчинами, стали символом подвига и силы духа. Но помимо них существовал и другой, менее заметный, но не менее значимый облик тех, кто остался в тылу, и чья сила заключалась в бесконечной любви, безграничном терпении и умении сохранять жизнь посреди разрухи.
Выставка «Под покровом любви» посвящена именно этим женщинам — матерям, женам, сестрам, которые несли на своих плечах все тяготы тыловой жизни во время Великой Отечественной войны. Они растили детей без отцов, день и ночь стояли у станка, в одиночку вспахивали поля и создавали уют в доме, несмотря на голод и бомбежки. Их оружием были терпение, забота и всеобъемлющая, нескончаемая любовь — те силы, которые не давали рухнуть жизни и вере в будущее.
Через призму отечественных фильмов разных лет выставка раскрывает глубину и многогранность Подвига женщин тыла — менее очевидного, но не менее важного. Эти образы напоминают нам, что настоящая сила может быть и в тихом голосе, и в согревающем взгляде, и в священной жертвенности во имя светлого завтра.